Бюджетирование

Аутсорсинг бюджетирования

Основное назначение бюджетирования – грамотное управление предприятием. Для того, чтобы составить бюджет сотрудникам различных отделов компании необходимо определить стратегические цели деятельности, установить контрольные точки и задачи, а также определить необходимы ресурсы для их выполнения. План-фактный анализ исполнения бюджетов позволяет собственнику предприятия выяснить, были ли достигнуты поставленные цели, определить причины отклонений и скорректировать деятельность предприятия в случае необходимости.

Услуги по бюджетированию, цена приятно удивит

В зависимости от размеров и целей компании может быть различный состав бюджетов:

    1. Бюджеты с различным сроком планирования:
      • Долгосрочный бюджет. Срок планирования – от года. Этот тип бюджета предназначен для определения хода реализации инвестиционного проекта или долгосрочной стратегии предприятия. В данном случае в связи с высокой степенью неопределенности многих показателей в будущем можно ограничиться не очень глубокой детализацией статей бюджета.
      • Годовой бюджет. Срок планирования год. Это стандартный тип бюджетов, предназначенный для планирования показателей на год. Степень детализации средняя.
      • Квартальные или месячные бюджеты. Срок планирования – 1-3 месяца. Эти бюджеты не носят стратегической цели, а уточняют более агрегированные долгосрочные и годовые бюджеты. Данная форма документов необходима для оперативного управления финансами компании в краткосрочной перспективе.
    2. Различные бюджетные формы:
      • Бюджет доходов и расходов. Предназначен для планирования прибыли предприятия.
      • Бюджет движения денежных средств. Предназначен для управления всеми видами денежных потоков предприятия – операционными, инвестиционными и финансовыми.
      • Прогнозный баланс. Позволяет спрогнозировать стоимость активов предприятия.
      • Помимо основных бюджетных форм, представленных выше могут быть и иные. На крупных предприятиях необходимо значительно большее количество узкоспециализированных бюджетов, которые потом консолидируются в основные формы. Например, бюджет продаж, бюджет закупок, инвестиционный бюджет и т. д.

Постановка процесса бюджетирования представляет собой сложный процесс и может занимать от 1 месяца для небольших предприятий, до года-полутора лет на крупных предприятиях с множеством подразделений и представительств.

Основные этапы построения бюджетного процесса:

  1. На основе уже выработанной стратегии предприятия формируется система сбалансированных показателей, т.е. показателей (финансовых, коммерческих и пр.), которые с точки зрения управления бизнесом будут являться ключевыми. Данная система показателей поможет определить цели и задачи бюджетирования.
  2. Сложившаяся и плановая (предполагаемая к введению) структура предприятия позволит определить центры финансовой отчетности (ЦФО), т.е. конкретные отделы предприятия, которые будут отвечать за расходование/поступление определенной части бюджетных средств. Например, отдел продаж должен отвечать за выполнение плана по выручке предприятия, финансовая служба – за поступление финансирования проекта и т.д. Руководители или ответственные сотрудники ЦФО в последствие будут непосредственно участвовать в формировании бюджетов предприятия.
  3. Определить порядок формирования бюджетов – зоны ответственности, сроки предоставления, шаг планирования (здесь может быть несколько сценариев, например, годовой и уточненный помесячный).
  4. Определение форм бюджетов. Например, на небольшом предприятии могут быть 2 формы – БДР и БДДС.
  5. Определить порядок и методику прогнозов – порядок коррекции бюджетов, их утверждение, методика их формирования.
  6. Определить порядок и форму план-фактного анализа – в каких разрезах и по каким показателям будут предоставляться отчеты, каким образом они будут утверждаться.
  7. После проведения всей предварительной работы, описанной выше необходимо утвердить бюджетный регламент и донести его до всех ответственных лиц.
  8. Внедрение бюджетирования может происходить 2 способами. В первом способе предварительно методика отрабатывается в программе Exel сначала на одном-двух отделах с целью определения необходимости корректировки всего регламента под конкретные задачи бизнеса, а далее уже происходит автоматизация процесса в учетно-бухгалтерской программе (чаще всего 1С). Во втором способе постановка бюджетного процесса происходит сразу в учётно-бухгалтерской программе.

Сотрудники Центра развития бизнеса «Эпос» смогут обеспечить своим клиентам грамотное и быстрое внедрение системы бюджетирования и сопровождение бюджетного процесса на всех этапах.

тел.: 8 (495) 768-80-16 

Россия, Москва, Олимпийский пр-кт, д.16, к.1 

тел. в Рязани: 8 (910) 909-60-65 

Россия, Рязань, ул. Маяковского, д 1А